Застенчивость в младшем школьном возрасте.
Застенчивость - это черта и, наверное, одна из распространенных причин, затрудняющих общение, особенно у детей-первоклассников. "А правильно ли сделаю, если поступлю так? А может быть, сделать по-другому?" - думает застенчивый ребенок. Он испытывает неуверенность в собственной состоятельности, это ведет к недооценивают себя, а иногда и к самоунижению. Часто застенчивость ребенка с возрастом проходит, но большинству детей все-таки необходима помощь со стороны взрослых. Вот несколько советов, которые помогут родителям строить свои взаимоотношения с застенчивыми детьми: расширяйте кругозор общения вашего ребенка; постоянно подчеркивайте преимущества и полезность общения с другими людьми; будьте тактичны по отношению к своему ребенку, не заставляйте его разговаривать с человеком, если он не хочет; укрепляйте у ребенка уверенность в своих силах, чаще хвалите его, поощряйте даже малейшее улучшение; привлекайте ребенка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением.
|
Об эмоциональной неуравновешенности
Прямым следствием высокой тревожности может быть эмоциональная неуравновешенность. кто из родителей не сталкивался с безудержным выражением эмоций малыша? Безостановочный хохот или поток слез... как все это нам знакомо, не правда ли ? Очень часто эти проявления эмоциональной неуравновешенности обостряются именно с поступлением ребенка в школу. Ребенок стремится стать взрослым, участвовать в жизни взрослых, но делает это не вполне адекватными способами. Часто он просто не знает, как можно проявить себя в новом "взрослом" качестве, отсюда "бесконечные" истерики, приступы безудержного смеха и другие подобные реакции. Мы же, взрослые, стремимся всячески подавить эти проявления и используем для этого чаще всего крик, упреки, наказания. В итоге еще недавно такой искренний и непосредственный ребенок сталкивается со стеной непонимания и, как следствие, все больше отдаляется от родителей. Рекомендации, которые помогут наладить взаимодействие с беспокойным ребенком: во время проявления сильных эмоций постарайтесь отвлечь ребенка. Для этого вы можете предложить ему какое-нибудь интересное занятие, задать неожиданный вопрос; во время приступа подведите ребенка к зеркалу и покажите, как некрасиво выглядит тот, кто кривляется или рыдает; во время приступа не читайте нотаций ребенку - он все равно вас не слышит; старайтесь не запрещать в категорической форме ребенку делать то, что он хочет, а вместе обсуждать и решать, можно ли себя вести так, как он желает; старайтесь всегда внимательно выслушивать малыша. Если вы не слышите его, он тоже не будет слышать вас.
|
Выдержки из книги Р.С. Немова "Психология"
Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми людьми.
В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения — интимно-личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной деятельности. Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества, дружбы. Здесь же намечается разделение деловых и личных отношений, которое закрепляется к старшему школьному возрасту. Примечательной особенностью общения подростков является то, что во всех его формах наблюдается подчинение отношений своеобразному кодексу товарищества. Этот кодекс в наиболее общих чертах воспроизводит деловые и личные взаимоотношения, существующие между взрослыми.
В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в подростничестве, продолжаются, но ведущим в развитии становится интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. |